Британия

Гретна-Грин — прощание с Шотландией

День предстоял нелегкий: ГРЕТНА-ГРИН — Озерный край — ЧЕСТЕР — озеро Уиндермир — Боунес-он-Уиндермир — Лланголлен. 

Утро началось с посещения деревушки Гретна-Грин, в которой мы переночевали, известной на весь мир своей кузницей — единственным местом, где влюбленные могли законно вступить в брак без согласия родителей с 16 лет.


Деревня стала весьма популярной после принятия в Англии закона, разрешающего вступление в брак с 21 года и официального согласия родителей с обеих сторон. Единственным грамотным жителем деревни был местный кузнец, который оказался ещё и весьма предприимчивым человеком. Он купил лицензию на право регистрировать браки, после принятия закона о разрешении гражданских, то есть не церковных,  браков. Причём браки, заключённые в Шотландии, были действительны в Англии. Вот в этой самой кузнице кузнец и регистрировал браки всем желающим за определенное вознаграждение. Крохотная деревушка начала быстро разрастаться и богатеть. Молодоженам надо было есть, спать. Вот жители деревни этим и промышляли. Да ещё и извозом. Кареты, лошади, ямщики, конюшни, постоялые дворы. Привези, увези, накорми, напои, спать уложи. А теперь это очень популярный туристический объект. Дорога из Лондона в Эдинбург проходит через эту деревню. Там останавливаются все автобусы. И нас не миновала участь сия. Браков там заключается и сейчас много. Заявления надо подавать заранее. Очередь. Можно ради интереса и повторный брак заключить. Зато будет свидетельство о браке, заключённом в кузнице. 

Там же находится знаменитый Tartan Shop, где впервые появился мемориальный тартан леди Дианы. В Шотландии ведётся официальный реестр тартанов, то есть рисунков клетчатых тканей с указанием расцветки, ширины и расположении полос, образующих то, что у нас называется шотландкой. Каждый клан имеет свой индивидуальный рисунок. Если выпускается ткань, которая идёт в продажу, различные шерстяные пледы, шарфы, ковролин и прочие клетчатые изделия, то прежде, чем их сделать,  надо получить заключение специальной комиссии, что этот рисунок не является собственность какого-то клана. Для принцессы Дианы был выпущен тартан с сочетанием голубым, белых и, кажется, розовых цветов. Но она так ни разу им не воспользовалась. 

Там же продаются в огромном количестве магниты, примерно 10х10 см, с образцами тартанов всех шотландских кланов с указанием их фамилий, или правильнее сказать имён клана. Такие же мы видели в магазине у озера Лох-Несс
Кроме неповторимого рисунка тартана у каждого клана своё украшение на берет из определённого вида перьев и с металлическим символом — гербом, скрепляющем перья. Что-то вроде брошки с птичьими перьями, которая прикалывается к головному убору.  Множество интересных сувениров с местным колоритом.

И цветущий вереск… С детства мечтала его увидеть. С тех самых пор, когда впервые прочитала балладу Вересковый мед  Роберта Льюиса Стивенсона в переводе С.Я.Маршака.

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.

В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей…

Чудесная баллада с грустным концом…

Далее нам предстоял переезд через самый посещаемый национальный парк Англии Озерный край в Честер, знаменитый своими черно-белыми домами. Всю дорогу нас сопровождал дождь. Пожалуй, это был самый дождливый день в нашей поездке. А за окном автобуса был красивейший Озерный Край. Жаль из-за дождя снять его не удалось. Есть 2-3 фотографии, размытые из-за дождя, но все равно красиво. 

Из путешествий приезжаем обогащенными не только эмоциями, но и знаниями. Может быть когда-то я это уже слышала или читала, но, давно забыла. А сейчас это обрело совсем другое значение. Это не просто слова, это можно увидеть, потрогать, а потому интереснее во много раз и уже запоминается надолго. Например, этимология названий некоторых английских городов. Кто из неисториков помнит, что начиная с 40-х годов н.э. Британия была покорена римлянами в течении 4 веков? А ведь следы тех завоеваний сохранились в Англии повсеместно. Например в названиях. Римляне строили укреплённые лагери-крепости. Сначала с земляными валами, позже с каменными стенами всегда по единому плану: квадратные, с четкими прямыми улицами и площадью (форумом) в середине. Назывались они castrum. От этого слова впоследствии возникли английские слова castle (замок) и chester (лагерь), французское слово шато (сhâteau). Своё название от castellum (уменьш. от castrum) получили польск. kościół, чеш. kostel, сил. Kośćůł, словацк. kostol в значении храм, церковь, а также испанское Кастилия (букв. «страна замков»). В современной Британии существуют  города Честер, Манчестер, Ланкастер, Колчестер, Ньюкасл.

Стены и крепости сохранились до наших дней. В некоторых городах они до сих пор окружают историческую часть города, если и не со всех сторон, то хотя бы с двух. Дороги римляне строили на века, не то что наши дорожники! «Подушка» в основании дороги была толщиной до полутора метров! Главная трасса Британии Лондон — Эдинбург построена большей частью именно на этой основе. Да и сам Лондон — бывший римский каструм по имени Лондиниум. Сохранились римские акведуки, мосты. Вряд ли наши строения проживут до 4000 года! 

Все соборы в Британии похожи друг на друга. Готические, высоченные,  величественные, с одинаковыми арочными потолками. Есть ещё несколько особенностей. Но ни в одном нет той закрытой зоны за алтарем, которые есть в православных храмах. Алтарь расположен примерно в середине длиннейшего зала. Передняя часть более демократичная, с рядами стульев или кресел, как в зрительном зале.  Пройдя сквозь алтарь в другую половину, попадаешь в более нарядную часть храма. Именно там стены украшены резными деревянными панелями, которые есть на моих фотографиях. Скамьи там расположены в один, два или три ряда вдоль стен, лицом к проходу. Места там именные, платные, закреплены за знатными семьями города. 

В соборе Честера нам очень повезло. Удалось хоть и недолго, у нас было мало времени, послушать орган и хор мальчиков. Фотографировать внутри храма было нельзя, но несколько музыкальных секунд я записала. Случайно немножко зал было видно. 

И сам город удивительно хорош. На главной площади сохранилась колонна и несколько каменных обломков каких-то сооружений времён Римской Империи. 

Затем нам предстоял переезд в Уэльс на границу самого крупного национального парка Сноудония. 

Нам сделали незапланированный подарок — прогулку на теплоходе по озеру Уиндермир в город Боунес-он-Уиндермир в графстве Камбрия в Камберлендских горах. О, как! 

Автобус наш поехал вокруг озера, а мы по прямой. И получили время для прогулки по городу, возможности покормить лебедей, которых там видимо-не видимо, и пообедать в кафе. 

Затем опять автобус и дорога в город Лланголлен в сетевой отель Hand. 

Когда-то это была сеть почтовых станций, где меняли лошадей и, как назвали бы в России, постоялых дворов при них, где путники могли отдохнуть и перекусить. Через них проходили пути всех почтовых карет. Обязательной частью всех этих «мотелей» были конюшни. Сейчас эти конюшни тоже стали жилыми комнатами отеля. Наш отель очень мил и уютен. Старые и очень скрипучие деревянные лестницы. Но удобства вполне современные. Только в раковине, как в большинстве английских домов, два отдельных крана с холодной и горячей водой. И почему-то всегда не рядом, а в самых крайних точках раковины. Чтоб максимально неудобно было. Загадочная Англия. Зато наш номер был с чудесным эркером и прекрасным видом на все 3 стороны. 

День был просто невозможно длинным и утомительным. Но полным самых ярких впечатлений.