Старая Русса
Старая Русса. Гостиница Визави 2016.07.23-24
Устала зверски. Несколько дней ничего не пишу, нет сил и здоровья. Отдых — это очень тяжёлое занятие!
Казалось бы, 200 км, пустяк! Смотря по какой дороге, говорю вам, как большой специалист. Выехали из Осташкова сразу после завтрака, никуда не заезжая. Осташковым сыта по уши. Больше никогда и ни за что! И никому не посоветую.
Один навигатор пообещал нам 210 км, второй почему-то 360. Решили слушаться того, у которого 210. Включены были оба. Сначала дорога была одинаковой у обоих. Потом возникла точка ветвления. После неё второй тут же выдал прогноз на 465 км. Мы смело поехали дальше по более короткой дороге. Через 25 км запланированная остановка на озере Селигер в Нило-Столобенской пустоши. Об этом отдельный рассказ.
После монастыря мы продолжили дорогу, что оказалось делом чрезвычайно непростым. Решили посоветоваться с другими путешественниками, остановившимися у Селигера. Сведения были самые разнообразные. Кто говорит, что км через 10-20 дорога будет лучше. Кто уверяет, что после Демянска, км через 50-60, дорога совсем закончится. А вот до Демянска грунтовая дорога почти непригодная к употреблению. Запугали насмерть! Я решила проверить нашу дорогу на третьем устройстве, на айпэде. Навигатор быстро, не задумываясь предложил повернуть пока не поздно назад и всего-то через 530 км прибыть в пункт назначения. Проверив настройки построения маршрута, я внесла в них поправку, разрешив грунтовые дороги. И тогда результат потряс нас своим оптимизмом — 153 км! Так я согласна! Мы поехали. На первые 20 км ушло около 2 часов. А уж сколько лет жизни убавило и седых волос добавило, лучше не рассказывать! Могу сказать абсолютно честно — по худшим дорогам мне ездить не приходилось. Так как маршрут сочинял Леня, он остро чувствовал свою вину. Я, пользуясь моментом, объявила ему, что внеплановое ТО машины после возвращения и таких суровых испытаний за его счёт. Помню, в самом ужасном месте мы вдруг в первый и последний раз на этой дороге встретили машину с одинокой женщиной за рулем. Рванули навстречу друг к другу с одним и тем же вопросом, что нас ждет впереди. Оба ответа вселяли уныние – ничего хорошего! Но все когда-нибудь кончается.
Нам повезло, все оказалось не так страшно. Карты в навигаторах не успели обновиться. Самый тяжелый участок дороги был до того самого Демянска, после которого наши навигаторы предсказывали отсутствие всяческих дорог. По мере продвижения дорога становилась все лучше и лучше. И наконец обычная разбитая асфальтовая дорога с десятком разномастных зарплат на квадратный метр вызвала у нас с Леней состояние полной эйфории. Асфальт! Да это же просто автобан по немецким меркам! Или хайвей по американским! И мы неслись с немыслимой скоростью почти 60 км в час, подпрыгивая на всех кочках. Ура! Мы едем!!!!
После Осташкова в Старой Руссе нам нравится все. Город, отель, санузел в номере, кровати. А уж сам город — просто красота. Ох, уж этот Осташков. Он надолго останется в памяти антиэталоном. Не надо в Осташков. Не советую.
Старая Русса — город небольшой. Сегодня нашли 6 церквей. Одна недействующая, невосстановленная, церковь Святого Мина мученика. Она на первых двух фотографиях.
На этом мои записи закончились. Даже не могу передать мое разочарование. Придется вспоминать! Посмотрела фотографии, немножко успокоилась. Вспомнила многое.
Вспомнила отель, почти рядом с ним огромный парк главной достопримечательности – бальнеогрязевого курорта, основанного в 1828 году.
Сюда приезжали на оздоровление и лечение приближенные российского императорского двора и даже члены царской семьи. Целебными источниками Старой Руссы лечилась и королева Греции, великая княгиня Ольга Константиновна.
В XIX веке курорт стал популярным местом отдыха и оздоровления среди жителей Петербурга. Сюда каждое лето направлялся один из императорских оркестров, который дважды в день играл для публики на эстраде либо в дождливые дни «в воксале». Появился там и курортный театр, где выступала тогда еще не известная широкой публике Вера Комиссаржевская. Именно после таких летних гастролей она была приглашена в труппу Александринки.
На курорте в разное время бывали Максим Горький, Аполлон Майков, Константин Станиславский и другие знаменитости.
Сегодня Старая Русса – один из 18 уникальных курортов России, его реликтовые самоизливающиеся минеральные воды и лечебная грязь с уникальным составом не имеют аналогов в мире.
Туда мы и отправились гулять, бросив вещи в номере.
Город, как это чаще всего бывает с небольшими провинциальными городками, гибрид города и деревни. Из окон нашего вполне приличного отеля открывается вид на обычные деревенские домики, утопающими в яблоневых садах со зреющим урожаем. Где-то там вдали над садами возвышаются луковки церквей. Были бы окна наши с другой стороны, то увидели бы вполне городской пейзаж с прекрасным парком санаторного комплекса.
Старая Русса трепетно хранит память о Федоре Михайловиче Достоевском. На народные пожертвования был установлен памятник писателю.
В 1872 году он впервые снял там дачу на лето. И больше с этим городом надолго не расставался, приезжая туда ежегодно, иногда даже на зиму. В 1876 году купил там дом на берегу Перерытици (ныне на набережной Достоевского), в котором отдыхал в 1873 году, где прожил 8 лет до самой своей смерти. В этом доме родился третий ребенок семьи Достоевских, сын Алексей. С этим домом и с городом Старая Русса связаны романы Братья Карамазовы, Бесы, Подросток. Местные жители узнавали в героях романов себя и своих знакомых. В их доме женой Федора Михайловича, после его смерти, создан музей Достоевского.
Недалеко от этого дома на том же берегу Перерытицы находится музей «Романа «Братья Карамазовы», чья главная изюминка – воссозданные сюжетные интерьеры произведения.
А на противоположном берегу (теперь на набережной Глебова) прямо напротив дома Достоевских изрядно обветшавший особняк с небольшой мемориальной доской — знаменитый Дом Грушеньки. В нем проживала мещанка Агриппина (Грушенька) Меньшова, в судьбе которой Достоевский с супругой принимали горячее участие, и которая стала прообразом Грушеньки Светловой в романе «Братья Карамазовы».
Главная визитная карточка города — Воскресенский кафедральный собор. Увидела его и ахнула! И сам собор хорош, и очень подчеркивает его красоту место его расположения на слиянии рек Полисть (сколько раз пересекали мы ее по дороге из Петербурга в Москву!) и Порусья.
Напротив Собора на берегу в парке памятник легендарному основателю города.
И, наконец, еще одна изюминка Старой Руссы, краеведческий музей, расположенный на Монастырской площади в помещениях бывшего Спасо-Преображенского монастыря XII века.
Музей был открыт 19 сентября 1920 года. Интересное совпадение – ровно сто лет назад.
Сначала он занимал несколько комнат верхнего этажа в здании бывшей земской управы.
В 1930-е годы краеведческий музей и картинная галерея расположились в Воскресенском соборе. После войны опять же по общественной инициативе, музей снова открылся в здании Никольской церкви 18 февраля 1964 года.
Из музейных экспонатов меня больше всего заинтересовала огромная каменная карта города с достопримечательностями .
И в 1974 году музей переехал в Спасо-Преображенский монастырь. Пожалуй, самый интересный «экспонат» музея – сам монастырь, сохранившийся почти в первозданном состоянии. Его музейный статус позволил облазить его до самой крыши по таким вот лестницам!
Один комментарий
Дмитрий
Ежегодно число отдыхающих в «Старой Руссе» растет в среднем на 10 %. За первый квартал 2015 года курорт уже посетили околоотдыхающих, из них около тысячи — жители Новгородской области, отметил Александр Коровников .