Италия

Флоренция

Флоренция 2008-08-27
Флоренция… Песня… Мечта… Одна из самых прекрасных жемчужин Италии. Сколько с ней связано самых знаменитых имен, не только Италии, а всего мира. Трудно передать эмоции, с которыми мы высадились из автобуса на набережной реки Арно, откуда мы и направились знакомиться с прекрасной Флоренцией.

В славном прошлом этот город — центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства. Ныне прозаичный административный центр области Тоскана.
Флоренция XIII—XVII веков внесла грандиозный вклад в развитие мировой цивилизации. Город подарил миру Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Никколо Макиавелли, Данте и Галилея. Местный диалект лёг в основу литературного итальянского языка; флорентийская монета стала эталоном для всей Европы; флорентийские художники разработали законы перспективы; флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи дал своё имя двум континентам, а флорентийские мыслители положили начало эпохе Ренессанса, в связи с чем Флоренция по праву носит имя «Колыбель Возрождения».
В нишах пилястров портика галереи Уффицы размещены 28 статуй, которые были призваны на протяжении веков восхвалять тосканский гений. Вот они, самые из самых:
Джованни Бокаччо, Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Донателло, Джотто, Галилео Галилей, Америго Веспуччи.

Внутри галереи съемки запрещены к моему неописуемому огорчению. И только у палаццо Веккьо, на площадь Синьории и у входа удалось сделать немного фотографий.
В том числе Давид Микеланджело, прекрасной копией которого все мы не раз любовались в Пушкинском музее. Его же – тоже очень известная скульптура Похищение сабинянок. Еще бронзовая скульптура Бенвенуто Челлини Персей с головой Медузы.

И еще один снимок из окна галереи Уффици на крытый мост Понте Веккьо, расположенный в самом узком месте реки Арно. Это самый старый мост в городе: он был построен в 1345 году архитектором Нери ди Фьораванти и сохранил свой первоначальный облик до наших дней. Изначально здесь находились лавки мясников; сегодня тут расположились ювелирные магазины и продавцы сувениров.
С этим мостом связана величайшая тайна Флоренции – коридор Вазари.

Это место известно не многим, а посетить его удается еще меньшему количеству людей. Это крытый арочный переход длиной в 1 км, ведущий от палаццо Веккьо к палаццо Питти. Заказчиком его был герцог Медичи. Работа была выполнена менее чем за полгода (и это в XVI веке!). Тот, кому повезло пройти дорогой Медичи, может полюбоваться шедеврами да Винчи, Джотто и Тициана, украшающими эту дорогу.
В 1565 году, по случаю свадьбы сына герцог Медичи поручает Вазари соорудить потайной коридор, чтобы принц мог пройти из королевского дворца в свой дворец, не выходя на улицы города. Этот коридор проходит вдоль здания Уффици, затем поверх мастерских на мосту Понте Веккьо и прятался среди домов и дворцов. Выход из коридора находился в одном из гротов садов плаццо Питти за воротами города. Этот второй этаж на мосту хорошо виден над разномастными лавочками и магазинчиками.
Вообще-то я нарушила хронологию – Галереей Уффицы закончилось наше знакомство с Флоренцией. Одна фотография со стороны площади Синьории, а вторая с противоположной с с видом на башню палаццо Веккьо.
Живые скульптуры на ее ступенях.

А началось оно с Базилики Санта Кроче, находящейся на одноименной площади. Церковь – пантеон. Это самая крупная в мире францисканская церковь, знаменитая фресками Джотто и гробницами самых великих людей Италии. Перед входом установлен памятник Данте – одного из самых знаменитых уроженцев Флоренции.
Вход в церковь украшен гербом францисканцев, на котором изображены две скрещивающиеся руки держащий крест. Одна без одежды, подразумевается, что это рука Иисуса на кресте во время распятия. На другой руке рукав коричневой рясы – одежды францисканских монахов. Это рука святого Франциска Ассизского, основавшего этот монашеский орден в 1208-м году.

В церкви похоронено около 300 знаменитых флорентийцев — деятелей культуры, науки и политиков. Типичная конструкция гробниц в церкви – мраморное ложе с фигурой усопшего поверх саркофага.

Вот имена самых гениальных флорентийцев, прах которых покоится здесь:
«Микеланджело Буонарроти (скульптор, поэт, живописец, XV—XVI века) — гробница работы Джорджо Вазари (1570 год), над саркофагом установлен бюст Микеланджело, в нижней части расположены три аллегорические фигуры, которые символизируют Живопись, Архитектуру и Скульптуру.
Галилео Галилей (астроном, математик, XVI век) — уроженец Пизы, но прожил большую часть жизни во Флоренции; саркофаг увенчан фигурой учёного и аллегорическими фигурами Геометрии и Астрономии; надгробие работы Джулио Фоггини (1737 год).
Никколо Макиавелли (мыслитель, XV—XVI века) — похоронен в 1527 году; надгробие выполнено Инноченцо Спинацци (1787 год); над саркофагом находится аллегорическая фигура Дипломатии.
Джоаккино Россини (композитор, XIX век).
Энрико Ферми (выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии 1938 года) — в базилике находится мемориальная доска.
Данте Алигьери (поэт, XIII—XIV века) — похоронен в Равенне, в базилике находится его кенотаф, (символическая могила), сооружённый в 1829 году (власти Равенны противодействуют переносу праха поэта во Флоренцию.»

Базилика эта, которая с парадного входа выглядит небольшой и изящной, весьма многолика. Кроме зала захоронений — большого крытого кладбища, есть еще и внутренний двор. Там расположена капелла Пацци — архитектурное сооружение эпохи ренессанса, построенное по проекту Филиппо Брунеллески.

И куда бы мы не шли, мы все время возвращались к Кафедральному собору Санта-Мария-дель-Фьоре — собору Святой Марии в цветах. Это самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто, т.е. эпохи итальянского искусства XV века, периода «Раннего Возрождения». Расположен собор в центре города, естественно, на Соборной площади.
Издалека здание казалось серым, и только вблизи видно, что стены облицованы панелями различных оттенков зелёного и розового мрамора с белой каймой мрамора из Каррары.
Мрамор Каррары… Сразу в памяти любимое стихотворение Цветаевой «Попытка ревности»:
«После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой гипсовой?
Из глыбы высечен Бог…».
Дуомо или собор Санта Мария дель Фьоре, был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города, то есть был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора стал символом Флоренции.

Колокольня Джотто – кампанила кафедрального собора Дуомо видна чуть ли не из любой точки города и знаменита не меньше собора.
Авторами кампанилы были три мастера: Джотто, сделавший общий проект и закончивший первый ярус, Андреа Пизано, поставивший следующий ярус с высокими окнами-бифоре, и, наконец, Франческо Таленти, достроивший кампанилу и облицевавший её, как и собор, тремя видами мрамора.

Рядом с собором Санта-Мария-дель-Фьоре и колокольней Джотто расположен Баптистерий Сан-Джованни, одно из самых старых зданий города IV или V века.
Как и большинство баптистериев, был освящён в честь Иоанна Крестителя.
Баптистерий – это крестильная с купелью-бассейном таких внушительных размеров, чтобы большая группа взрослых людей могла одновременно принять участие в церемонии. Очень часто на крещение приходила целая община, так что баптистерий должен был быть вместительным.

Здесь крестили все семейство Медичи. Здесь же был крещен Данте.
С IX по XII век в нем же проходили проповеди, здание носило функцию кафедрального собора. Чтобы людям было удобнее собираться – создали 3 пары ворот. Распахнутые настежь, они позволяли прихожанам слушать проповедь, стоя вне стен Баптистерии.
Есть что-то символическое в возможности пройти через «Врата Рая» – восточные, самые знаменитые «Золотые» ворота, сделанные из бронзы, имя которым дал Микеланджело, увидев их впервые. Правда, сейчас оригинал хранится в музее, а увидеть можно только хорошую копию, но и через ту не пройдешь. От многочисленных вандалов ее защищает решетка.

Наиболее древними являются южные ворота, содержащие 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели. Северные ворота также содержат 28 панелей, изображающие сцены из Нового Завета.

Идем Дальше. Базилика Сан-Лоренцо — одна из самых больших и старейших церквей Флоренции, Италия, расположенная в центральной части города. Первая церковь появилась здесь в конце IV века, затем она была перестроена в романском стиле в XI веке, а современное здание церкви в стиле Возрождения появилось в XV веке. Именно в ней похоронены практически все представители семейства Медичи. Над созданием базилики работали такие выдающиеся итальянские архитекторы, как Брунеллески и Микеланджело.
На тот момент — главное достоинство базилики — удобные широкие ступени, подарившие нашим измученным ногам короткий отдых.

Одно из чтимых мест во Флоренции – дом Данте, хотя настоящим является только его фундамент.
Само здание появилось в начале прошлого века на сохранившемся настоящем фундаменте дома поэта. Трехэтажное здание полностью посвящено быту семьи Данте, в его стенах хранятся оригинальные вещи Данте и его семьи. Среди книг – произведения, изданные еще при его жизни.

Рядом с ним сохранилась церковь святой Маргариты, примечательная своим преклонным возрастом – ей уже больше тысячи лет. Данте и его семья были прихожанами этой церкви. Само здание очень простое и маленькое, не выдерживающее сравнение с роскошными храмами, которыми так богата Флопенция. Но все отмечают особую атмосферу помещения, украшенного полотнами с изображением Данте и его жены. По легенде в этой же церкви находится могила возлюбленной поэта, воспетой в сонетах Беатриче.

Дальше череда церквей, дворцов, улиц, площадей.
Церковь Орсанмикеле – уникальное по своей форме и значению архитектурное сооружение. Она выполняла двойную функцию – городского зернохранилища и храма. Орсанмикеле была построена в период с 1337 по 1350 гг. Название церкви произошло от названия женского монастыря VIII в., который находился на этом месте и назывался «Сан-Микеле в саду».

С площади Синьории вдалеке видны две высоченные башни.
Левая с тонким шпилем и колокольней – церковь Бадиа-Фиорентина. Строилась и перестраивалась с 979 по 1627 год. Расположена в самом сердце древнего города и посвящена Богоматери.
Правее, более низкая, квадратная — Барджелло, известный как дворец Барджелло или Народный дворец – художественный музей, в прошлом – казарма и тюрьма.
И последнее, о чем хотелось бы упомянуть, Триумфальная арка на площади Республики.

Завершилось все в галерее Уффицы. Откуда мы вышли на набережную Арно, где мы прощались с Флоренцией, с Италией, любовались закатом и ждали свой автобус, который утром следующего дня привез нас в Вену.
Последний снимок сделан в 22.06.46.