Кострома
Кострома. Гостиница Московская застава 2016.07.15-18
Мы в Костроме. В гостинице Московская застава. Дверь гостиницы выходит прямо на Старую пристань, на Волгу. Но наши окна выходят на другую сторону. Менять номер мы не захотели. Там под окном шумная площадь у пристани, вечером музыка гремит допоздна, а у нас под окном тихая улица, по которой иногда проезжают машины.
Разместились в отеле и пошли гулять. Рядом с отелем Торговые ряды с церковью Спаса в рядах 18 века, парк. Пока просто покажу фотографии нашей первой прогулки. Хотя одно впечатление, возможно самое важное, показать нельзя, о нем можно только рассказать. Это люди, костромичи. Увидев в нас с первого взгляда людей, с городом незнакомых, неоднократно они искренне, горячо, совершенно бескорыстно предлагали нам свою помощь, с удовольствием и знанием рассказывали нам о своем городе, куда-то вели, что-то показывали. И чувствовалось, насколько важно это им самим, они гордятся городом и хотят, чтобы гости увидели его с самой лучшей стороны.
2016.07.16.
Два км в одну сторону от гостиницы — главный объект Костромы – Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Два км в другую — Церковь Воскресения Христова на Дебре (Воскресенский собор) и Знаменский женский монастырь. Вообще церквей в Костроме не сосчитать. Но эти мы посмотрели в первую очередь. Как всегда, прогулки наши принесли улов в виде новой интересной информации. Например, о том, какую роль играла Кострома в истории России.
В 1271 году князь Василий Костромской занял великокняжеский престол и остался на жительство в Костроме. Пять лет Кострома была столицей Древней Руси.
В смутные времена костромская земля подверглась нашествию поляков. В 1613 года взошел на престол Михаил Романов. 400-летие этого события было торжественно отмечено в 2013 году.
Ипатьевский монастырь стал местом, откуда родоначальник новой династии призывался на царство. Сюда явились послы Московского Земского собора, чтобы вручить юному царю Михаилу Романову разоренную державу. С этого момента Ипатьевский монастырь навсегда вошёл в историю российской государственности как колыбель Дома Романовых. После избрания царя Михаила члены царской семьи стали почитать Ипатьевский монастырь своей фамильной святыней и, вступая на престол, считали своим долгом побывать в нём.
Существует мнение, что в монастыре погребен Иван Сусанин, который считается спасителем династии Романовых. Ведь это он заманил поляков в чащу, когда они собирались захватить в плен только что коронованного царя Михаила Романова, который и стал родоначальником династии.
Памятник Ивану Сусанину установлен в центре Костромы в 1851 г. по разрешению Николая 1, выданном в 1835 г.
В 1767 году Кострому посетила Екатерина II. Галера «Тверь», на которой она прибыла в город, изображена на гербе города, дарованном Костроме императрицей. С посещением Костромской земли Александром II связана реконструкция Палат бояр Романовых в Ипатьевском монастыре, которые можно увидеть и сегодня.
В 1913 году Кострома стала центром общегосударственных торжественных мероприятий, посвященных 300-летию царствующего Дома Романовых.
Император Николай II с семьей, посетил Ипатьевский монастырь и Воскресенскую церковь на Дебре. Нижняя Дебря — одна из древних улиц Костромы, проходящая вдоль левого берега Волги. Название улицы Дебря – единственное число от сохранившегося до наших времен известного слова «дебри». И означает именно то, что можно предположить – что улицу эту «украшают» труднопроходимые заросли.
По преданию, первая церковь «на нижней Дебре» была поставлена костромским князем Василием Ярославичем. В XVII веке на Нижней Дебре, по документам тех времен, были построены «шатровая деревянная посадская церковь Воскресения с приделом святой Екатерины и с тёплой церковью Космы и Дамиана».
Увеличившееся посадское население решило возвести на их месте каменный храм. Строили храм мастера из Ярославля и Великого Устюга. Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650—1652 годах.
Церковь неоднократно достраивалась и перестраивалась.
В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. В 1946 году храм вновь был открыт после 16 лет использования его в качество склада и зернохранилища. В храме было уничтожено все, что возможно: выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна, даже пол разобран.
Более четверти века с 1964 года небольшая церковь служила кафедральным собором Костромской епархии. Здесь до 1991 года сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь — Феодоровская икона Божией Матери из разрушенного Успенского собора.
В 1993 году при церкви Воскресения на Дебре был учреждён Знаменский женский монастырь.
В честь 300-летия Дома Романовых в Костроме в 1913 году был заложен памятник. В парке на высоком берегу Волги построили высоченный постамент этого памятника в виде каменного дворца с многочисленными башнями, которые должны были служить основаниями для бронзовых скульптур членов царской семьи. Статуи были отлиты, постамент построен…
Но началась война, потом приключились революции. Не до того было. Скульптуры куда-то исчезли. Постамент остался невостребованным. Кажется, в 1922 году на него водрузили громадную бетонную фигуру Ленина. И только в 1982 (!) году её заменили на бронзовую. Нашли время! Так и стоит, поражая своей величиной и несовместимостью с пьедесталом, не для того созданным.
С Костромой связано имя Бориса Годунова, потомка татарского мурзы Чета. Чет, во время своего бегства из Орды в Москву в 1330 году сильно заболел в дороге и остановился на стрелке рек Волги и Костромы. Ночью, по преданию, у него было видение Божьей Матери и святого Ипатия, которые велели ему креститься. Чет сразу же принял христианство, после чего исцелился. В благодарность за это он решил основать в Костроме Монастырь Святого Ипатия (Ипатьевский монастырь). Кажется, именно сын Чета получил прозвище Годун, что и дало фамилию Годуновых его потомкам.
Вот так и рождается интерес к истории. Все такое живое, руками можно прикоснуться к настоящей истории. Это вам не заучивание мертвых дат из учебника.
Интересно, что два главных храма Костромы — Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь и Церковь Воскресения Христова на Дебре построены по очень сходным проектам. Может и вообще одинаковым, не берусь судить. Но очень похожи. В обоих храмах стены и громадные мощные колонны расписаны от пола до потолка равными прямоугольными иконами с изображением сцен из Евангелия. В церкви на Дебре все иконы так потемнели от времени, что издалека кажутся черными. И только золотые нимбы видны. Вблизи кое-что на нижних ярусах можно рассмотреть. Церковь выглядит величественной и мрачной. Свято-Троицкий собор светлый, преимущественные цвета голубой и желтый.
Но самое радостное впечатление произвёл Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Нарядный, светлый, какой-то кружевной. Истинно женский. На голубом фоне богатая белая лепнина, и на стенах, и на иконостасе, в общем, во всей внутренней отделке церкви. Жаль, ни в одном из храмов нельзя было снимать. Особенно хотелось показать церковь Анастасиина монастыря. В интернете фотографии только снаружи, на парочке внутренних почему-то белые стены. Видимо, голубой цвет появился в отделке позже.
Забавная деталь — вся стена, окружающая монастырь просто увешана разными табличками, сообщающими некоторую информацию о монастыре.
2016.07.17.
Анастасиин монастырь не дал мне спокойно спать. Как же так! Я помню такой бело-голубой радостный храм, прямо как новорожденный малыш-мальчик в голубом одеяле с пеной белых кружев, а на найденных фотографиях ничего похожего. Уговорила Лёню повторить визит. Все правильно, голубой с белым! Несмотря на запрет фотографирования (интересно, почему в одних храмах можно, только во время службы не разрешают, а в других такую красоту нельзя показать тем, кто сам приехать и увидеть не может, это несправедливо!), я сделала пару снимков айфоном. Получилось плоховато. И снимала сбоку из-за колонны, чтобы никому не мешать. Конечно, красоту храма он не передает. Виноватой себя не чувствую, так как считаю этот запрет неправильным.
Потом трижды(!) по воле случая съездили в Ипатьевский монастырь. У стен монастыря расположилась ярмарка, на которой я купила себе чудесный льняной свитер, который радует меня до сих пор.
Там же вчера познакомились там с одним художником. Из его работ в разных техниках больше всего понравились рисунки пером. Очень тонкие и воздушные. Рисует он в этой технике миниатюры. Мы хотели что-нибудь купить, но я забыла в номере кошелёк. Взяли у него телефон на всякий случай, и обещали приехать на следующий день.
Приехали к монастырю, но художника там не было. Мы созвонились с ним и поехали к нему домой. Уже уезжая, увидели указатель на дорогу к заповеднику деревянного зодчества Костромская слобода, которая расположена прямо за Ипатьевским монастырём. Приехали к художнику. Он примерно наш ровесник. С большим удовольствием стал нам показывать свои работы, которые выставлялись на разных выставках. С гордостью демонстрировал дипломы и каталоги выставок, где упоминались его работы. Но есть один забавный момент. Среди выставочных работ большинство выглядит необычно. Размер картины, например, как указано в каталоге, 22 мм на 67 мм. Именно миллиметров. А вот рама! Примерно 60 х 50 см. Огромный светлый лист паспарту, а в центре картина, размеров в почтовую марку. Для рассматривания картин он дал нам лупу и яркий фонарик. Мы выбрали картины несколько покрупнее, чуть меньше почтовой открытки. Очень милые, все с Костромскими пейзажами.
Размер этой 9х6 см.
И поехали назад к Ипатьевскому монастырю искать шедевры деревянного зодчества. Доехав до места, Леня с ужасом понял, что забыл у художника свой телефон. Мы развернулись и поехали назад. Позвонить художнику не могли, его номер был в Лёнином телефоне. Позвонили на Лёнин номер, но художник не сумел нам ответить — непривычная модель смартфона. Не успели подъехать к его дому, художник выскочил из подъезда нам навстречу. Он уже успел позвонить сыну, чтобы узнать, как пользоваться Лёниным смартфоном, чтобы найти нас. Поблагодарив его, мы в третий раз за сегодняшний день отправились к Ипатьевскому монастырю. И не напрасно. Костромская слобода просто чудесная!
Слобода. Церковь собора пресвятой богородицы
Слобода. Церковь Ильи Пророка
И просто просто погуляли по городу.
Чуть не забыла о еще одной достопримечательности Костромы.
Беседка Островского – изящная белоснежная ротонда на левом берегу Волги и одна из самых красивых достопримечательностей старинной Костромы. Из нее открывается чудесный вид на Волгу. Появилась она на левом берегу Волги в середине прошлого века.
Беседка Островского известна еще и тем, что «снималась» в фильме «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница»
Один комментарий
Наталья
У меня такое чувство, что если я буду смотреть город сама, то он мне меньше понравится, чем на твоих фотографиях. Ты великий мастер! Я была в Костроме, правда давно, году в 85 примерно. Торговые ряды, деревянные мостовые, разрушенные храмы, ну и Волга, конечно! А у тебя просто загляденье!