Крит 2014,  Крит

Лассити

Сегодня поездка, которой я очень боялась, и, как оказалось, не зря. Поехали на плато Лассити. Понятное дело, едем в горы, машина маломощная, для горных дорог не предназначена. И хотя я уже освоилась вполне, но сомнения были. Горы, как и штабс-капитаны, бывают разные.

Горы оказались вполне приемлемыми, но навигатор наш «решил» сократить путь и завел нас в горную деревню. Увидев эти улочки, я попыталась ослушаться и продолжить движение по дороге, но навигатор пару км требовал, чтобы я развернулась. Леня тоже присоединился к навигатору, два голоса против одного, пришлось развернуться и поехать через деревню. И это была катастрофа. Узкие до невозможности улицы и повороты под углом, чуть ли не 180 градусов и одновременно вверх градусов на 40. Замирая от страха, я все-таки пыталась ехать вперед. Но на одном из поворотов я поняла, что больше и шагу сделать не смогу. Все! Точка! Дальше как хотите, но я не поеду. Развернуться тоже не могу, задом ехать тем более. И тут на маленькой узенькой машинке, гораздо более приспособленной к этим зигзагам, появился крупный такой грек. Я ему перегородила дорогу, потому он принял активное участие в решении нашей проблемы. Кончилось тем, что он пересел в мою машину, причем оказалось, что он впервые сел в машину с автоматической коробкой передач, прошел курс обучения, больше в жестах, чем в словах, развернул мою машину, освободил дорогу своей, потом пересел в нее и предложил мне следовать за ним. Вниз ехать было все-таки легче, и я без труда выехала из деревни на трассу. Дальше он нам показал, куда надо ехать. Самое обидное, что именно так я и пыталась ехать вначале. Миновав точку разворота при первой попытке, я поехала дальше. Через пару км навигатор смирился и повел нас дальше по нормальной дороге. Но у меня еще часа 2 коленки дрожали.
После перевала перед нами в тумане появилась цель нашей поездки — плато Лассити и за облаками горы вдали.

Плато Лассити – это плоская, совершенно нетипичная для Крита равнина, на высоте 800 м, со всех сторон окруженная горами. Т.е. сначала надо взобраться наверх, проехать через перевал, а потом уже спуститься вниз к плато. После деревни эта поездка была просто детской игрой.
Долина нас разочаровала. Она носит красивое название – Долина 1000 мельниц. Но мельницы в прошлом. Увидев их, я вспомнила Бальмонта:
Между льдов затерты, спят в тиши морей
Остовы немые мертвых кораблей.
Ржавые поломанные скелеты прежних веселых ветряных мельниц.

Грустно, как на кладбище. Увидели какую-то симпатичную церковь, остановились посмотреть и впрямь оказались на кладбище. Правда, оно оказалось гораздо менее мрачным, чем мертвые мельницы.
Светлые мраморные плиты, примерно одинаковые у всех. Верхняя плита чаще всего с кольцами, за которые ее можно поднять. Очень практично. Могила – семейная усыпальница, куда можно постепенно добавлять новых ушедших членов семьи. Никаких заборов, светло и чисто.

Еще побывали в монастыре. Рядом музей. Походили, посмотрели. Как и везде на Крите никто на нас внимания не обращал. Мы заходили в пустые закрытые церкви, забрели случайно в какую-то художественную мастерскую. И никому до нас дела не было. Ходят люди, смотрят, ну, и пусть. Мы им не мешаем, они нам. Странное отношение. Никто не боится воровства. Все открыто и доступно. Люди или доверчивы, или беспечны.

Другой храм, большой, новый, добротный, находился в центре большой деревни. Сама деревня – эталон нищеты. Понять, что некоторые дома жилые, можно было только по каким-то внешним приметам, например, по развешенному белью. Какой страшный контраст с роскошным кладбищем.
Кстати, это не впервые. Когда-то в незапамятные времена в интереснейшей поездке по Средней Азии, я была потрясена контрастом дворцов-усыпальниц умерших и убогих глиняных домишек живых в маленьких деревушках в северном Казахстане. Казалось, люди живут и трудятся только для того, чтобы обеспечить себе достойную обитель после смерти. Около глиняных домишек, высотой чуть больше метра, куда приходится заползать, сложены стопки кирпичей, из которых по мере накопления строятся хоромы для загробной жизни.
А ужасающая нищета кубинцев и великолепие кладбища в Гаване…

На обратном пути остановились у какого-то заведения (музей, таверна, отель, магазин?) только потому, что было очень живописное место. На вывеске значилось на нескольких языках «Homo sapiens village». Там действительно есть музей, но он был закрыт. Зато обнаружили большой магазин сувениров. Выбрали себе кое-что интересное, но продавца обнаружить не удалось. Леня пошел на поиски. Кричал, звал, бесполезно! Никто на его зов не пришел. Денег без сдачи мы не нашли, потому продолжили поиски. Та же беспечность владельца.

Я нашла среди товаров замечательные колокольчики. На их трезвон на конец-то откликнулся хозяин магазина. В благодарность за покупки он предложил нам бесплатно посетить музей. Удивительно, но этот музей – дело его рук в полном смысле этого слова. От идеи до ее воплощения в жизнь. Молодец!
Только сейчас, просматривая текст, я поняла, что про музей не написала ни слова. Это несправедливо! Музей раскинулся на большой естественной террасе над магазином. Суть музея – история человечества. От самых первых представителей Homo sapiens до космического корабля с Юрием Гагариным! Дома и быт разных эпох. Наивно, забавно, но все равно здОрово!. Такое создать одному человеку своими руками! Молодец!
Кстати, Леня оседлал коня по настоятельной просьбе хозяина.

Напротив магазина-музей на обрыве массивный каменный стол из предметов быта великанов. Не удержалась от желания посидеть за ним и полюбоваться видами на окрестности.

И еще по дороге домой сделали небольшой крюк, чтобы увидеть одно из самых старых деревьев Земли. Этому платану, предположительно больше 3000 лет. Обхват ствола 14,6 м. По легенде именно под этим платаном был зачат Зевс, а недалеко от него находится пещера, где Зевс родился. В пещеру мы не попали – закрыто! Зато с упоением снимала дерево во всех ракурсах, используя себя и Леню для масштаба.

Самое сильное впечатление от поездки – это горы. Такие дали, такая высота. Дух захватывает.
День прошел отлично, даже деревня, в которой я застряла – экзотическое приключение, о котором потом будем вспоминать с удовольствием.