Исландия,  Британия

Лервик

Лервик, о-в Мейнлэнд, Шетландские острова 2018.06.29.
(Shetland, не путать со Scotland).
Как радостно просыпаться рано утром в круизе. Чаще всего, выскочив из постели и даже не одевшись, я хватала фотоаппарат, чтобы успеть сохранить то, что видели мои глаза. А потом, рассматривая фотографии, я заново переживала все свои восторги и восхищалась красотой увиденного тогда.

Это в полной мере относится к Мейнланду с игрушечными деревнями, суровыми берегами, особенно в утренних сумерках, вызвавших в моей памяти с детства любимые пейзажи Рокуэлла Кента.

По берегам одиноко стоящие дома, от средневековых замков, окруженных высокими каменными стенами, до скромных небольших строений. А вот и целая деревушка из разноцветных домиков-кубиков.

А еще пейзаж оживляют разномастные кораблики и лодочки.

А вот и город. Нет никаких сомнений, что это и есть Лервик. Наш лайнер медленно разворачивался, швартуясь у берегов Мейнлэнда. Пейзаж за окном все время менялся, и все это хотелось запечатлеть на память.

Шетландские острова когда-то принадлежали Норвегии, но с 1469 года входят в состав Шотландии. В Википедии прочитала, что Лервик единственный город на крупнейшем острове архипелага Мейнлэнд (Mainland) и является столицей архипелага. Позвольте, но мы же уже были на острове Мейнлэнд (Mainland) в городе Керкволл, который самый большой город на самом большом острове и столица архипелага. Не сразу до меня дошло, это два разных острова с одинаковыми названиями, один в Оркнейском, другой в соседнем Шетландском архипелагах. Совсем запутали!
Город потрясающий. Хотя почти весь в серых оттенках! Напомнил Эдинбург, тот вообще почти чёрный, но оба необыкновенно хороши.
Я вдруг поняла, чем так неповторимы круизы по сравнению с прочими транспортными передвижениями. Что вы увидите, проснувшись рано утром в новом городе? Вокзал? Аэропорт? Скучные окраины и бензозаправки? А прибыв туда на гигантском лайнере вы увидите, как правило, город целиком. Вот он перед вами, весь, как на ладони.

Самые потрясающие встречи были, например, с Ондалснессом, Гейрангером (Норвегия), Лиссабоном. Теперь вот к списку добавляется Лервик.
Пока наш корабль готовился бросить якорь, я сделала сотню фотографий города с разных точек. А еще след нашего корабля. Это так красиво! Фотографий, пожалуй, многовато, но я старалась уменьшить их количество, как могла. Я так влюбилась в этот город, что мне хотелось, чтобы все могли увидеть его так же, как видела его я.

Довольно неожиданным оказалось кладбище, снимая, я далеко не сразу поняла, что это такое. Случайно, первая фотография кладбища была первой фотографией города. Мы подходили к городу именно с этой стороны.

Лервик — самый северный горд Шотландии и столица Шетландских островов с 1708 г. Действительно, Столица. Так и хочется подчеркнуть это заглавной буквой. Хотя и с населением 7,5 тыс. человек. И вообще единственный населенный пункт Мейнлэнда со статусом города. И еще самый красивый город в этом круизе, если, конечно, не считать отправную точку — Амстердам. Сравнивать их не берусь. Они слишком разные.
Сегодня последняя запланированная экскурсия. Дальше, как кошки, гуляем сами по себе.
Экскурсия после обеда в 16 часов. После завтрака сели на шлюпку и поехали в город. Это была одна из лучших экскурсий.
У причала нас встречали бравые викинги с победным кличем. И принимали в свои ряды. Лёня меня сфотографировал.

Нагулялись досыта. Обошли весь город, точнее, всё, что хотели увидеть — увидели и даже больше. Я, как обычно, повизгивала, переполненная эмоциями до края. Лёня тоже восхищался, но более сдержанно. Мужчина!

А вот и первая достопримечательность — Лодберри.
Это сохранившийся до наших дней островок настоящего старинного Лервика. Когда-то, по существующей легенде, центр контрабандной торговли голландским джином, бочки которого таинственным образом исчезали в подземных переходах под складами гавани Лервика. Современные раскопки подтверждают наличие таких подземных галерей.

Идем дальше.

Удивительная особенность города — никогда и нигде не видела такое количество (и качество) дымоходов.

Вторая достопримечательность — Ратуша.
Здание, которое произвело на меня неизгладимое впечатление, еще когда наш корабль вращался вокруг своей оси, швартуясь около Лервика. Домик настолько колоритный, что я фотографировала его с балкона нашей каюты просто безостановочно. На крыше развевается неожиданный радужный флаг. Позже мы узнали, что это ратуша.
Сразу скажу, что флаг с радугой не обязательно является символом гомосексуализма. Радужные флаги встречаются в разных странах, и все вкладывают в него свой смысл. Кроме того, радуга выполняет роль одного из важных символов в мировых религиях.
Мои попытки выяснить, какой смысл имеет именно этот флаг, пока успехом не увенчались. Сейчас в ратуше расположен Совет Шетландских островов, флаг которого представляет собой белый скандинавский крест на голубом фоне.

По замыслу авторов, флаг Шетландских островов должен отражать тот факт, что на протяжении пяти веков Шетланды были частью Норвегии, а затем ещё столько же частью Шотландии.
По этой причине цвета флага полностью соответствуют цветам флага Шотландии, а композиция повторяет флаг Норвегии.
Много лет собрания местного совета проводились в церкви. Быстрый рост населения в Лервике побудил городское руководство построить ратушу. Первый камень в фундамент нового здания был заложен принцем Альфредом, герцогом Эдинбургским, во время посещения островов в 1882 г. и открыто в 1883 года. Быстро строили, однако! Ратуша была штаб-квартирой городского совета Лервика до 1975 года, а с тех пор является домом Совета Шетландских островов.
Проект ратуши предусматривал симметричный фасад, на восточной стороне была башня с зубцами, а на северной окно-розетка. Во время прогулки мы дошли до него, и я постаралась сфотографировать его со всех сторон.

У входа в ратушу стоит забавный фонарь, столб которого обвивает забавное ярко-голубое чудо-юдо-рыба-кит.

Леня категорически отказался заходить в важное государственное учреждение, а я не удержалась от соблазна, благо ни охраны, ни явных запретов не углядела. Правда, я посмотрела только лестницу и вестибюль.
Из витражей, украшающих здание, я увидела только парочку, а вот панели с гербами Абердина, Эдинбурга, Глазго и Лейта, на стенах коридора, увидела и сфотографировала все. После чего побежала к Лене.

От ратуши по небольшой красивой улице спустились к берегу. Вышли к массивной каменной стене. Сразу ясно — крепость. У стены приютилась старая телефонная будка, превратившаяся в хранилище для дров.
Главная и последняя цель прогулки — Форт-Шарлотт.
Это оборонительное сооружение с угловыми бастионами. Построен форт в 1652 г. по приказу короля Карла II. Форт на протяжении долгих лет защищал городок во время различных военных действий, но в 1667 г. его сожгли голландские корабли. Позже его восстановили, и форт использовался поочередно как тюрьма, суд, таможня и станция береговой охраны.

Думали гулять до экскурсии, но план перевыполнили и вернулись на Косту, чтобы пообедать, но опоздали. Обед закончился, и остались мы голодными. Полдник у нас с 16 до 17, но в это время мы уже ехали в автобусе на экскурсию. Не скажу, чтобы мы были в восторге, наша самостоятельная прогулка по городу была значительно интереснее. Судя по всему, на этом острове смотреть больше и ничего.
Сначала нас привезли на смотровую площадку, где мы снимали холмы и равнины. С нашим знанием английского мы не очень поняли о каких свидетелях шла речь и как они связаны с холмами. Виды были вполне.

Потом привезли нас на ферму, где выращивают пони. Посмотрели, потрогали, погладили. У юного пони шёрстка просто плюшевая. А на Лёню больше всего произвели впечатления копыта. Я вспомнила весьма кстати песенку из «Пластилиновой вороны»: «Копыта очень стройные…». Ага, очень стройные. Сразу поняла, о чем в песенке поют.

Ещё заехали в маленький городок Скалловэй, бывшую столицу Шетландских островов с неинтересным музеем и симпатичными руинами древней крепости, по которым можно свободно гулять и залезать наверх, чем мы и воспользовались, пока вся группа слушала гида в музее.

Погуляли по городку, пофотографировали и бегом в автобус.

Остров довольно плоский, тускло-зелёный (с яркой сочной зеленью Исландии и ее живописнейшими ландшафтами не сравнить!), но не поехав, мы бы этого не узнали. Правда, не могу найти никакого применения этим познаниям, ну, и ладно. Пусть лежат себе. Зато удивительно много здесь желтых ирисов. Целые поля! А уж вокруг многочисленных озёр и рек само собой всё ирисами заросло. Но только желтыми.

По пути домой из окна автобуса показали невысокое каменное основание какой-то башни-крепости, которой 2000 лет. Почтенный возраст, но никакого впечатления. Большущее каменное кольцо.

Вернулись на корабль, где сразу помчались на ужин, проголодавшиеся до невозможности. За все путешествие я столько не ела. Замечательное завершение программы дня.