Британия

Лондон

Лондон 2017.04.01-05
Первое апреля! А нам не до смеха. Длинный и утомительный день, начавшийся в валлийском городе Лланголлен, продолженный долгой дорогой в Англию с двумя интересными экскурсиями в замок Уорвик и на родину Шекспира в Стратфорд-на-Эйвоне, завершился размещением в Лондонском отеле Royal National Hotel (Bedford Way).

ПОДРОБНЕЕ

Итак, мы в Лондоне, который был основной целью нашей поездки. Попробую рассказать и показать его так, как увидела его я сама. Первое впечатление было не ахти, я бы сказала удручающее. Тяжеловесный, темный, неприветливый. Дома слишком массивны или улицы для них узковаты. Я даже испугалась. Наш отель — громадная каменная коробка с тремя внутренними отделениями-дворами, настроения не улучшил. Окна нашего номера выходи в одну из этих коробок. Никакого намёка на желание его создателей как-то его украсить. Тёмное, одноцветное, длиннющее здание, ровные ряды окон. Прямые углы, плоские стены. Каземат!

С четырёх сторон улицы. Здание — квартал. Вокруг все такое же безликое и неприветливое.
Внутри не лучше, чем снаружи. По сравнению с милыми отелями, в которых мы останавливались во время поездки по стране, это что-то вроде фабрики-кухни (старшее поколение меня поймёт) по сравнению с небольшим ресторанчиком или уютным кафе.

На следующий день после завтрака в отеле нас повезли на обзорную автобусную экскурсию по Лондону. На мой взгляд, не самую удачную. Слишком много времени и внимания отнюдь не самым интересным и значимым объектам. Правда, посмотрели смену караула у Букингемского дворца, Трафальгарскую и Парламентские площади с Биг-Беном и Вестминстером, Лондонский сити, с драконами, охраняющими все въезды на его территорию. На душе уже полегчало. Не все так мрачно, как показалось вечером.
Начинаем с Букингемского дворца.

Немного погуляли и дождались смены караула. Бравые королевские гвардейцы во всей своей красе!

Трафальгарская площадь, в центре которой в 40-х годах 19 века установлена колонна с памятником адмиралу Нельсону. Она была воздвигнута, чтобы увековечить память об историческом морском сражении Великобритании против Франции и Испании возле мыса Трафальгар, в котором адмирал Нельсон погиб, но Британия одержала победу и доказала свое превосходство на море. Колонна Нельсона как символ безоговорочной победы стала предметом вожделения Гитлера: он мечтал перевезти ее в Берлин после завоевания Британских островов. У основания колонны расположились четыре гордых льва – они символизируют победы Нельсона у мыса Сент-Винсент, в Копенгагене, у Трафальгара и на Ниле. Бронзовые львы отлиты из французских пушек, захваченных англичанами в качестве трофеев в Трафальгарской битве.

Арка Адмиралтейства на Трафальгарской площади, через которую можно выйти к Букингемскому дворцу.

А вот и сердце Лондона — Парламентская площадь, главное украшение которой Вестминстер с Биг-Беном. Вестминстерский дворец так красив, что хотелось запечатлеть на память буквально каждую деталь. Фотографий накопилось за эти дни больше сотни. Трудно выбрать, так хочется показать всё, что мне понравилось. К сожалению, не все получились, погода не всегда была благоприятна для съемок.

Не одним Вестминстером можно полюбоваться на Парламентской площади.

Начиная с XIX века, на Парламентской площади устанавливаются статуи выдающихся деятелей, как Британии, так и других стран. Сейчас их 12. Самым старым считается памятник Джорджа Каннига – премьер-министра и министра иностранных дел.
Последняя на сегодняшний день статуя открыта в 2018 году и посвящена даме Миллисент Гаррет Фоссет и её борьбе за равноправие женщин.
Я так и не нашла перечня всех памятников Парламентской площади. Сфотографировать их все не хватило времени. Могу перечислить те, что помню: Ричард Львиное сердце, Георг V, Оливер Кромвель, Ллойд Джордж, Уинстон Черчилль, Авраам Линкольн, Нельсон Мандела, Махатма Ганди.

Площадь по периметру вся завалена цветами, открытками, свечами в память жертв теракта в Лондоне 03.06.2017.

Драконы, охраняющие въезды на территорию Лондонского сити.

Нас отпустили в свободное плавание где-то в центре, кажется, около собора Св. Павла. Собор, безусловно, хорош, но, на мой взгляд, ему далеко до Римского собора Св. Петра.

От собора мы уже спокойно вдвоём, наслаждаясь свободой, двинулись к набережной Темзы, по пешеходному мосту Миллениум перешли на другой берег, эдакий Лондонский аналог нашему родному Замоскворечью — «Затемзоречье». На последней фотографии Миллениум уже с того берега Темзы.

Все красоты центрального Лондона остались на другом берегу. Справа от нас — мост Ватерлоо, слева мосты сгрудились один за другим, последний, видимый с Миллениума — наша цель, Тауэрский. Шли не спеша, наслаждаясь весенним солнцем и тем совершенно особенным чувством свободы, которое возникает только в незнакомом месте, когда ты идёшь, куда глаза глядят, не зная, что тебя ждёт впереди. А вот по пути к Тауэру мы ходили зигзагами, заходили в какие-то церкви, сворачивали в переулки, где нас что-то заинтересовало.

Опять возвращались на набережную и шли к видимой цели — Тауэрском мосту.
Вот, например, магазин с галереей, в которой пребывает совершенно непонятное сооружение.

Конечная цель и важные вехи на пути к ней нам, безусловно, были известны. Дойти до Тауэра, потом до Вестминстера, потом до Трафальгарской площади. Там наши познания в лондонской географии кончались, но мы не сомневались, что тем путём или иным, но мы вернёмся к Рассел-скверу, прямо за которым находится наш отель.Надо сказать, что Тауэр значительно интереснее, чем я себе представляла. Он, как и Биг-Бен, одна из визитных карточек Лондона, растиражированное и не вызывающее никаких эмоций изображение. Живьем он гораздо лучше.
Прогулка по набережной — это ещё и возможность издалека любоваться тем берегом, где центр, где все самое красивое и интересное, что есть в Лондоне.

И завершается всё Тауэром. Сначала Тауэрский мост и Тауэр на другом берегу на фоне современных зданий. И такими толпами туристов вокруг, такими жуткими очередями, опоясывающими его стены, что мы радуемся, что не обязаны непременно его посетить прямо сейчас. Когда-нибудь потом, в другой раз. Вот приедем в Лондон на недельку или даже дней на 10, тогда и в Тауэр сходим. А сейчас у нас другая цель — познакомиться с городом.

Нам жалко было терять драгоценное время на неспешный обед в кафе или ресторане. Нам бы что-нибудь быстренько перекусить. Жареная рыба с картошкой в закусочной с видом на Тауэр, от которого просто глаз не оторвать, нас вполне устроила. И ноги хоть немножко отдохнули. Прикинув вечером наш маршрут, Леня подсчитал, что мы прошли за день больше 20 км. Устали, но были очень довольны.
Я понимаю, что все это субъективно, но Тауэр и Тауэрский мост показались мне самыми фотогеничными в Лондоне, может быть во многом на это повлияла погода. В серую, сумрачную погоду и все окружающее выглядит таким же серым и тусклым.

Следующий день опять экскурсия, теперь в Вестминстерское аббатство, официальное название которого «Коллегиальная церковь святого Петра в Вестминстере».

Здесь со времен Вильгельма Завоевателя (1066) и по сей день коронуются все английские монархи. Кроме того, это место 3 тысяч захоронений английских, шотландских и британских монархов и многих знаменитых личностей, оказавших влияние на ход истории, политику и культуру всего мира.
Можно назвать несколько самых известных имен: Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Редьярд Киплинг, Ричард Шеридан, Альфред Теннисон, Томас Харди, Гендель, Чарльз Диккенс, Джефри Чосер, Уильям Блейк, Байрон, Льюис Кэрролл, Джейн Остен, Лоренс Оливье.
Самое обидное, что снимать внутри аббатства запрещено. Только в клуатре можно было сделать несколько снимков.

Недалеко от нашего отеля расположено одно из самых красивых зданий Лондона — Дворец Юстиции. Длиннейшей здание, занимающего целый квартал. Мы проходили мимо него неоднократно. И каждый раз я не могла удержаться, чтобы не сделать несколько фотографий. Кажется, на первой фотографии только оно!

В другом красивейшем дворце разместилось Министерства иностранных дел и международного развития. Расположен он на улице Короля Чарльза и является одной из достопримечательностей Лондона. Здание построено в итальянском стиле в 1861—1868 годах по проекту архитектора Джорджа Гилберта Скотта. Своим восточным фасадом оно выходит на правительственную улицу Уайтхолл, на которой располагается между резиденцией Премьер-министра и Министерством финансов. Судя по описаниям, интерьер не уступает экстерьеру. В день открытых дверей в этом даже можно убедиться своими глазами.

Рядом дворец Уайтхолл, который был основной резиденцией английских королей в Лондоне с 1530 по 1698 год, когда он сгорел. На момент пожара во дворце насчитывалось свыше полутора тысяч помещений, что делало его самым большим во всей Европе, если не в мире. В состав дворца входили дворы для игры в мяч и теннис, для петушиных боёв и рыцарских турниров. Здесь Генрих VIII праздновал свои свадьбы с Анной Болейн и Джейн Сеймур. В 1611 году в Уайтхолле состоялась премьера шекспировской «Бури».
Единственное, что уцелело после пожара — это небольшой Банкетный зал с плафоном кисти Рубенса, включенный в новое здание. Дворец дал название главной улице Лондона — Уайтхолл, соединяющей Трафальгарскую и Парламентскую площади.

Один из самых крупных мемориалов в Лондоне — мемориал принца Альберта. Его высота составляет почти 55 метров. Роскошь оформления мемориала ничуть не уступает его размеру: позолоченная фигура принца окружена 169 мраморными статуями знаменитых поэтов, скульпторов, художников, композиторов и других творческих деятелей, а также символическими изображениями добродетелей, направлений искусства и видов индустрий.
Мемориал был построен в южной части Кенсингтонских садов по приказу королевы Виктории в память о любимом супруге. Самое интересное, что сам принц Альберт был ярым противником памятников и считал большинство из них просто нелепыми.

Напротив мемориала — концертный зал, который считается одной из наиболее престижных концертных площадок в Великобритании и во всём мире. Построен тоже королевой Викторией в память любимого мужа принца Альберта.

Есть еще в Лондоне Монумент. Именно так, с большой буквы и без названия. Более того, он дал имя улице и станции метро, по месту своего расположения. Его адрес: Monument Street, станция метро Monument.
Монумент был построен в память о жертвах Великого пожара, который случился в Лондоне в 1666 году. С трех сторон Монумент украшен надписями: северная надпись описывает начало Великого пожара, в южной рассказывается о действиях короля Карла II после этого бедствия, восточная сторона посвящена описанию того, как был построен Монумент. Вершину Монумента венчает позолоченная урна, символизирующая языки пламени. Высота строения составляет 202 фута (примерно 60 метров), и такая цифра была выбрана неслучайно – она обозначает точное расстояние от Монумента до пекарни на Пудинг-лейн, где и начался Великий пожар.

И как же можно в Лондоне не прогуляться по Пиккадили! Любой лондонец скажет вам, что статуя, украшающая эту улицу, является изображением греческого бога любви Эроса. На самом деле это не так, да и как могла фигура легкомысленного и ветреного бога появиться в центре города в Викторианскую эпоху? Памятник этот был построен в честь лорда Шефтсбери, активного филантропа, покровителя всех бедняков и юродивых Лондона. Статуя, которую все считают Эросом, на самом деле — его брат Антэрос, бог глубокой и зрелой любви и милосердия. Вот он на первых 4 фотографиях, правда, на последней его трудно разглядеть, зато видно, где он установлен.

Гуляя по улицам, мы заходили во многие церкви, которые попадались по пути. Встречались неожиданности!

Еще немного фотографий улиц и парков Лондона.

2017.04.05
И вот последний день нашего путешествия и последний (слава Богу!) завтрак в отеле. И первая, она же последняя, поездка на Лондонском метро. Уйма впечатлений!
Удивительное лондонское метро:
Станции открываются и закрываются в разное время и могут быть закрыты в некоторые дни. Собираясь ехать в аэропорт на метро (рядом с нашим отелем были две станции метро линии Пикадилли, по которой можно без пересадок приехать в Хитроу), мы убедились, что они будут открыты утром. Одна, ближайшая, открывалась в 5-30 утра. Вторая в 10 утра. Это было слишком поздно для нас. Гуляя по улицам Лондона мы видели станцию, на которой висело объявление, что сегодня станция закрыта.
Стоимость билетов в метро зависит от расстояния.
Как и в Германии есть табло, на котором указано через сколько минут и до какой станции следуют поезда. Нам бы перенять это правило. Зачем знать, сколько минут прошло с момента ухода поезда?
Для того, чтобы войти в метро после покупки билета, мы встали в длинную очередь к лифту, на котором можно спуститься на платформу. Другого пути нет. Только лифт. Крайне неудобно.
Вагоны поразили нас очень низкими потолками. Да и по ширине они меньше наших.
Сиденья в вагонах боковые, как и у нас, но все места разделены подлокотниками. Мне кажется, что не каждому удастся сесть на это сиденье. Узковато!

Все платформы разной высоты. На станции Рассел-сквер, на которой мы вошли в метро, высота платформы соответствовала высоте пола вагона. А вот остальные станции были то выше, то ниже. Причём разница была до 20 см. С чемоданами, колясками и прочим багажом очень неудобно. Ну, кто так строит?!!!
Самое неприятное отличие — расписание движения поездов не соблюдается. Нас сразу предупредили, что выезжать надо с большим запасом, так как поезда часто останавливаются без объяснения причин и задержка в пути может составлять до полутора часов. Это в порядке вещей и никого не удивляет. Потому выехали мы с большим запасом. На такси ещё более непредсказуемо. Пробки на дорогах никто не отменял, несмотря на принятие противопробочного закона. Кругом стоят камеры, которые фиксируют номера машин, попавших в пробку. Если в ближайшие дни вас опять зафиксируют в том же месте и в то же время, то вам пришлют предупреждение о необходимости искать другую дорогу. Если и в третий раз застукают, то выпишут штраф. Тем не менее для нас все въезды и выезды из Лондона не обошлись без задержек в пробках. Потому мы выбрали метро. Доехали, кстати, отлично, без задержек. Видимо, повезло! Выход из метро сразу в зал нужного нам терминала к стойкам регистрации. Там даже не было рамок контроля. Очень удобно было. Но почти полное отсутствие контроля смутило.
Станции метро простые, некрасивые. Ничего примечательного.
За пределами центра города поезд вышел на поверхность, как на некоторых линиях Московского метро. Двери открываются и закрываются автоматически, в отличии от Парижского и Римского метро, где надо открывать дверь самостоятельно.
С задержкой в пути всего минут на 10 мы благополучно прибыли в Хитроу, без проблем, которые обещали все сайты, нашли свой выход на посадку, погрузились со своим багажом в самолёт и прибыли в Москву за полчаса до вылета нашего самолёта из Москвы в Петербург. Бегом добежали, успели и благополучно добрались до дома.

Странности Англии, которые мы заметили:
Невозможно объяснить отсутствие паспортного контроля при вылете из Англии. То есть у нас есть штамп о пересечении границы при прибытии в Англию, но нет штампа об обратном пересечении границы.
Отсутствие смесителей в раковинах. Это общеизвестный факт, что не делает его менее странным. В раковинах два крана на максимальном расстоянии друг от друга! Чистый садизм. Над горячим приклеены предупреждения, что вода очень горячая и нужно быть осторожным. Тем более странно, что в ванне стоит привычный смеситель. Чтобы умыться, можно налить воду нужной температуры в бутылку. Умываться так, как это делают англичане, брезгливость не позволяет. Они затыкают раковину пробкой, наливают воду нужной температуры и умываются прямо в раковине. Фи!
Отсутствие гибкого душа. И вообще душ не регулируется. Он во всех отелях вделан непосредственно в стену почти у самого потолка. Ни высоту, ни угол наклона отрегулировать невозможно. Ужасно неудобно. Никаких фокусов с режимом подачи воды, никаких привычных удобств. Душ из середины прошлого века.
В большинстве отелей не было шкафов, тумбочек, чего-то такого с ящиками и полочками, где можно разместить свои вещи. В основном открытая штанга с плечиками. Конечно, это были не пятизвездочные отели. Но и на объявленные три звезды они явно не тянули.
Неожиданность — почти нигде нам не давали овсянку на завтрак. Только в одном шотландском отеле мы получили классическую овсяную кашу. Это что-то! Леня был в восторге — оба условия выполнены: полезно и невкусно. Почти несъедобно. Овёс, натуральный овёс, а не наши хлопья, расплющенный, например, молотком, заливают кипятком. И все! Каша готова. Ни соли, ни молока, ни масла. Ничего. Овёс с кипятком. Очень противно. Завтраки мы выбрали континентальные: хлеб, круассаны, масло, джем, чай, кофе, вода, молоко. В магазине мы ещё с вечера покупали фрукты (на удивление дешёвые и хорошие, свежие), греческий йогурт, который полюбили ещё на Крите, хороший сыр. И чудесно завтракали. Английский классический завтрак — это что-то невозможное. Жареный бекон, жареная сосиска, фасоль в томатном соусе, пережаренная глазунья обязательно с двух сторон до резинового состояния. Кое-где у нас был именно такой завтрак. Я с неимоверным трудом уговорила дать мне недожаренную по их понятиям яичницу с желтеньким желтком, ещё жидким в серединке. Надо было видеть возмущение этой поварихи, когда она с видом оскорбленной добродетели отдала мне полусырой с её точки зрения продукт. Как она сопротивлялась и пыталась перевернуть яичницу и пожарить её с другой стороны! Как она на меня смотрела! Это было с моей стороны нарушением всех приличий! Некоторые из нашей группы пытались отказать от сосиски, зажаренной до черноты и уже несъедобной. Но не у кого не получилось. Положено — получи. Я так напугала эту тетку своей яичницей, что сосиску мне удалось не взять. Что с такой ненормальной, как я, связываться! Ни разу нигде не было фруктов. Тоже удивительно. Но мы, как я уже сказала, приносили свои.
Ни в одном из почти десятка отелей, в которых мы останавливались, не было холодильника, которые были в самой глухой провинции в нашей родной России и во всех отелях мира, в которых мы побывали. Купленные вечером продукты, в дополнение к скудному завтраку, мы оставляли на ночь на подоконнике, благо ещё прохладно. А что летом делать?
Окна! Почти нигде не было нормально открывающихся окон. Окна в основном раздвижные. Но не горизонтально, как у нас на лоджиях делают, а вертикально. Нижняя половина окна сдвигается вверх. Ужасно неудобно.
Левостороннее движение известно всем. Ну, подумаешь, едем по левой полосе. И наверно можно было это предвидеть, но я не подумала об этом и очень удивилась, когда на перекрёстке с круговым движением мы поехали налево, по часовой стрелке. Если бы я решилась сесть за руль, то точно бы попыталась ехать как во всем мире против часовой стрелки. И была бы не права! Нет! За руль при левостороннем движении я не сяду!