Финляндия

Нагу Науво

Нагу Науво 04-05 мая 2013 Grännäs Hotel Stallbacken.
Вступительная часть путешествия закончилась. Началось главное, ради чего и затевалась эта поездка — острова архипелага Турку.

Кажется, я поспешила с публикацией. Все казалось простым и понятным. Сначала в моем ваучере на бронирование номера в отеле было напечатано «Нагу Науво Grännäs Hotel Stallbacken». Нагу Науво — некое географическое название. Потом возникли сомнения, название чего? На каком-то сайте нашла Нагу — остров, Науво — деревня. В других оба слова — названия острова на Шведском и Финском языках соответственно. Чаще под Нагу подразумевается целая группа островов. В жутком переводном варианте (я его сократила немного, но ничего не меняла) я нашла вот что:
«Nagu состоит из двух основных островов и 3000 небольших островов и шхер, расположенных к югу от Турку в провинции в Западной Финляндии. Архипелаг Nagu является частью крупнейшего в мире солоноватой архипелага воды с 100 000 островов, островков и шхер в Швеции, Финляндии и Эстонии.
Nagu имеет население около 1500 людей. Большинство островов, принадлежащих к архипелагу Nagu может быть достигнуто с помощью сети дорог, мостов и стоимостных свободное подключение лодок».

Собрав информацию из кучи разных источников, я для себя сделала вывод: Нагу/Науво – бывший шведский архипелаг, расположенный по соседству с опять же бывшим шведским архипелагом Або/Турку. Тот остров, на котором мы жили, главный остров архипелага Нагу Науво и носит то же имя. Остров двуязычный, причем больше 70 % жителей говорит на шведском языке. Остальные на финском. В поисках истины наткнулась еще на один любопытный факт – один из соседних островов, через который, возможно, мы проезжали, в прошлом был островом прокаженных. На Крите мы были на таком, на Спиналонгу.
Одна из изюминок наших путешествий — узнавать что-то новое. Что может быть интереснее!
Отправляясь в это путешествие, я не волновалась, будет ли оно интересным. В крайнем случае отдохнем, выспимся, подышим свежим морским воздухом.
Первый день меня очень порадовал. Выехали из Турку сразу после завтрака. Оказалось, что до первой нашей гостиницы что-то около 23 км. Далеко уехали! Ничего не скажешь.

Ехали спокойно по хорошей дороге, я рулю, Леня по карте следит, навигатор что-то командует. Идиллия полная! И вдруг Леня сообщает, что мы уже на 3 остров въехали! Кто бы мог подумать! Ну, просто, как ездить по островам Питера. Мосты через узкие водные протоки проезжаешь совершенно незаметно. Заметила только один мост — высокий и длинный. То ли дело паромные переправы. Это очень интересно, я немножко волновалась, но все прошло совершенно просто, даже буднично. Въехали, 10 минут плаванья, не выходя из машины, и выехали уже на другом берегу.
По дороге попался удивительно живописный скалистый островок с ветряной мельницей на горке. А вокруг такие дали! Глаз не оторвать!

В час дня мы уже были на месте, разместились в отеле и решили ехать дальше, на остров Корпо, где заканчивалась эта ветка дороги по архипелагу. Короткая переправа на пароме, и мы на Корпо.
Там обнаружилась потрясающая протестантская церковь Архангела Михаила, кажется, 13 века. Вообще, Михаил у них в чести. В предыдущий день в Турку тоже были в храме Архангела Михаила.

Когда мы подошли к церкви, из нее вышел кто-то из служителей в обычной светской одежде, пожилой мрачноватый и неулыбчивый мужчина. Поняв наше желание посмотреть храм, пригласил нас войти, но только на 5 минут, так он уже собирался запирать дверь. Спросил, откуда мы, порылся в куче бумаг и дал нам прочитать заламинированное описание храма на русском языке.
Во всех храмах обязательный элемент — висящий макет кораблика-парусника, присутствовал и в этой церкви.

Роспись стен храма напоминает примитивные одноцветные коричневатые детские рисунки.

Это напомнило мне о поездке в Турцию. В Кападокии в долине Гёреме сохранились церкви первых христиан, спасавшихся от преследования римлян. Там они создали множество пещерных храмов. Сохранились церкви 4 века, где рисунки на стенах были похожие на эти финские.

Поблагодарив за гостеприимство, мы спросили, где мы можем пообедать. Вот тут мы и узнали о своей главной проблеме. Нас просто ошеломила информация, что ближайшие работающие магазинчик и кафе мы проскочили легкомысленно три острова назад и работают они до 15 часов. У нас уже около 14, дорога назад не близкая, пришлось жать на газ. Успели к самому закрытию. В крохотном магазинчике купили йогурт, хлеб, мягкий сыр, чай, молоко на несколько дней. Больше ничего не было. Поели в кафешке, которая уже закрывалась. Но нас досыта накормили рыбой. Порции были гигантские, еда вкусная, мы объелись как удавы, отдавая себе отчет, что это, скорее всего, последняя еда до возвращения на материк.

Разве что легкий завтрак в отеле дадут, да и то не во всех. А обеды и ужины, вот они в багажнике, купленные только что в местном магазинчике на несколько дней пути.
Вернулись домой отощавшие, как мартовские зайцы. Есть хотелось постоянно. На материке самое тёплое воспоминание из еды оставила закусочная, где давали большие миски с ухой и хлеб
После обеда в третий раз по той же дороге вернулись в отель отдыхать.
Отель необычный. Очень неподходящее с виду здание, но внутри вполне уютно и удобно. Длинный каменный сарай, судя по надписи на стене внутри, 1886 года рождения. Что ж, почтенный возраст! Стены 1 этажа сложены из огромных камней. Толщина стен чуть ли не метр. Крепость какая-то. В таком здании легко представить хлев для скота (видимо, это и есть его славное прошлое) или еще какую-то хозяйственную постройку, но никак не отель. К дороге сарай выходит узким торцом в один этаж. Дальше здание спускается вниз, под горку, и становится 2-этажным.
Наша комната была в торце на втором этаже, поэтому кроме окна в кровле, которые были во всех номерах, у нас было большое окно в стене. Повезло!
Вход со 2 этажа ( на первой паре фотографий).
Вторая пара фотографий — вид с противоположного торца. Наше окно правое, под ним лестница висит.

Внутри все такое белое, оштукатуренное и побеленное. Что-то деревенское, простое, но уютное и симпатичное. Номера комнат на белых дверях нарисованы на таких же белых фигурных дощечках и украшены нарисованными цветами. На каждой двери разными. Наш номер 21, украшен цветком репейника. (Предвосхищая мою любовь к Шотландии и ее символу – чертополоху!). Забавная деталь – в качества брелка на ключе выпиленная из фанеры пластинка в том же стиле, что и номер, нарисованный на двери, с тем же цветком. Чем-то напоминает рисунки на дверках шкафчиков в детском саду.

Не случайно уделяю столько внимания отелю, в котором мы поселились. Очень интересный объект, почти достопримечательность. На первом этаже столовая, куда ведет черная металлическая лестница, эффектно контрастирующая с белыми стенами. Стены в столовой тоже достойны внимания.

До берега моря – рукой подать. Нагулялись и спали сном младенцев. Что-то в этом месте умиротворяющее.

Интернет у них отличный. Футбол и прочие 190 российских каналов, смотрим на компьютере. Техника! Зато времени хватило записать все впечатления.
Если бы там кормили, я бы охотно пожила там подольше. Но никакой еды в округе не нашли. Местные закупаются на материке. Но мы бы и там не нашли. Не сезон. Места надо знать.
Покидая остров, остановились у единственной его достопримечательности — небольшой каменной церкви 17 века, которая во всех упоминаниях называется просто «Церковь Науво».