Неаполь
Неаполь 2008-08-26
Из Рима мы направились в Неаполь. Но было бы неправильно утверждать, что увидели город. Короткая прогулка утром до поездки на Капри по главной площади города, где сосредоточены главные достопримечательности. Вторая такая же короткая прогулка вечером после возвращения с Капри.
Сначала мы полюбовались панорамой Неаполя, больше всего радуясь, что выбрались из автобуса и можем немножко размять ноги.
Из окна автобуса удалось увидеть Везувий.
Поездка завершилась около замка Кастель-дель-Ово — средневековой крепости на острове, соединённом узкой насыпью с Неаполем; предполагается, что именно здесь древними греками в VI в. до н. э. и был основан этот город.
В районе набережной в историческом центре города, расположена арка Фонтан Гиганта, построенная в начале 17 века — одна из самых известных достопримечательностей Неаполя, как уверяют путеводители. Ну, не знаю…
Замок Кастель-Нуово, возведённый королём Карлом Анжуйским в связи с переносом столицы его владений из Палермо в Неаполь. Строительство началось под руководством французских военных инженеров в 1279 году и продолжалось три года. В долгой и богатой событиями истории замка была интересная страница — 1 октября 1805 года замком овладела русская эскадра под предводительством Дмитрия Сенявина.
Городской совет Неаполя заседал в средневековом Зале баронов до 2006 года.
Галерея Умберто I — большой торговый пассаж со стеклянной крышей. Галерея была названа в честь второго короля Италии Умбертa — сына Виктора Эммануила II.
Напротив галереи Умберто I расположился театр Сан-Карло – старейший действующий оперный театр не только в Европе, но и в мире.
Базилика Сан Франческо ди Паола — Святого Франциска Паоланского.
Католическая церковь в неоклассическом стиле – одна из красивейших в Неаполе. Находится на площади Плебисцито в окружении колоннады напротив Королевского дворца.
После того, как в 1808 г. Наполеон наградил своего маршала Мюрата неаполитанской короной, тот решил превратить площадь Плебисцито в общественно-политический центр города по образу древнеримских форумов. По его указан.ию напротив Королевского дворца была возведена колоннада из 38 колонн.
Королевский дворец в Неаполе итальянцы называют Палаццо Реале. В живописном дворце располагалась резиденция правителей Неаполитанского королевства. История дворцового комплекса начинается в 1600 году, а трехэтажное здание, которое сохранилось до наших дней, было построено в середине XIX века.
Вначале дворцом владели вице-короли Испании. Их сменили австрийские правители, а последними владельцами резиденции стали Бурбоны.
В 1717 году в Королевском дворце скрывался бежавший за границу сын Петра I царевич Алексей. В период, когда Италия была завоевана Францией, в Палаццо Реале хозяйничали младшая из сестер Наполеона Бонапарта Каролина и ее супруг маршал Ибрахим Мюрат. Благодаря им, внутренние помещения были оформлены с присущей для тех времен роскошью.
Королевский дворец в Неаполе расположен на площади Плебисцита, напротив базилики Сан-Франческо ди Паола.
А вот история двух таких знакомых конных статуй мне кажется настолько интересной, что хочу рассказать ее полностью, хотя относится она не к Неаполю, а к родному нашему Санкт-Петербургу. .
Напротив Королевского дворца, обнесенного высоким кованым забором, у ворот симметрично расположились две скульптурные группы «Укротители коней» барона Клодта. Эти скульптуры три года стояли на Аничковом мосту прежде, чем переехать в Неаполь.
В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями — братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии. Выполнить этот заказ поручили Санкт-Петербургскому скульптору Петру Клодту. Однако планы поменялись, и на набережной вместо коней были установлены древние изваяния двух сфинксов, доставленных из Египта.
В то время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, и там разместили львов с шарами и вазы.
Петр Клодт вынужден был самостоятельно подыскивать место для установки своих коней и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.
За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.
В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. Есть одна интересная деталь — на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы.
Последовательность выглядит так — припавший на одно колено юноша, останавливает дикого, еще не подкованного, коня. Конь сбросил юношу и почти вырвался от него. Конь, еще пытаясь сопротивляться, начинает подчиняться воле человека. Конь подкован. Укротитель и взнузданный и подкованный конь уверенно шагают рядом.
В общей сложности работа над этими скульптурами заняла 20 лет.
Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».
А недолюбливал Клодта император не без причины. У Клодта были очень хорошие лошади и лихой кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.
Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А это дело нешуточное.
Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.
И ведь встреча все-таки повторилась Ехал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы едет царь. Клодт пытался остановить кучера, но бесполезно. Кучер царя, увидав своего соперника, стегнул лошадей, но и кучер Клодта, не слушая хозяина, ударил вожжами, и началась скачка.
Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.
История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время уже отлил лошадей для Аничкова моста.
Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
– Это они? — спросил царь, намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
– За этих, — сказал царь, указав на медных, — прощаю!
Но с ними связана еще одна легенда, по которой Клодт вылепил гениталии коня, ближайшего к Аничкову дворцу, в виде лица – то ли Наполеона, то ли любовника своей супруги.
Но к Неаполю все это не имеет никакого отношения!