Россия,  Россия 15

Ярославль

Ярославль 2015.08.15-17.
От Вологды до Ярославля всего-то 200 км, но устали до предела. Как обычно пожадничали, побольше хочется увидеть, и, как обычно, путешествие получилось слишком насыщенным. С утра еще по Вологде погуляли и в Ярославль приехали к вечеру.

Отель Алеша Попович, в котором мы остановились, так себя разрекламировал, что я ожидала чего-то необыкновенного. Оказался весьма средним, с претензией на русский терем. Обман! Дешевая подделка. С улицы прямоугольное здание, покрашенное желтой краской, со двора театральная декорация под деревянный русский терем, который можно увидеть на всех фотографиях. Там же ресторан в том же стиле. Номер вполне обычный, ничего примечательного. Но удобно, и то хорошо.

Но есть у него несомненное преимущество — расположение прямо у стен главной достопримечательности Ярославля — Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музей-заповедника. До входа буквально 10 м!

И в какую сторону не пойдешь, везде многочисленные храмы, набережные Волги и Которосли, парки, фонтаны. Лучшего и желать нечего. Так хорошо, что захотелось показать это на карте.

С фотографиями мне не повезло. Погода переменчивая, облачная, дождик периодически накрапывает. Пару раз на минуту выглядывало солнце. К моему величайшему огорчению, в середине прогулки разрядилась батарейка фотоаппарата. Так как все рядом, мы на обед (очень вкусный!) выпили по кружке пива и пошли гулять пешком, не ехать же на машине через дорогу от отеля! Поэтому документы и ключи не нужны и оставила их в сумке вместе с запасными аккумуляторами от фотоаппарата. Но немножко фотографий сделать успела. Храмов в Ярославле так много, что вторично обойти все с работающим фотоаппаратом нереально, а жаль! Были очень красивые.

Итак, мы перешли через дорогу и через ворота в стене недалеко от Угличской башни попали на территорию музея-заповедника, а точнее Спасо-Преображенского мужского монастыря, сыгравший важную роль в местной истории. Как и многие монастыри был он закрыт после революции, но церкви его так и не вернули, сделав музеем.

Хорошо, хоть так, некоторые храмы более тяжелая судьба постигла. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков. Кроме всего прочего, знаменит он тем, что в нем была найдена рукописная копия «Слова о полку Игореве» — памятника древнерусской литературы.
Основан монастырь был в XII веке за стенами тогдашнего города. В 1216—1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, к 1516 году собор построили заново по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного. Тогда же построили первую каменную башню. Для нового собора московскими и местными художниками был создан большой иконостас. От этого иконостаса до наших дней сохранилось около 20 икон.
Кроме того, сохранились до наших дней несколько храмов, в том числе Церковь Рождества Христова, Церковь ярославских чудотворцев Фёдора, Давида и Константина, Звонница, 4 башни и стены.
На первой фотографии 3 главных строения монастыря слева направо: Звонница с церковью Богоматери Печерской, Церковь ярославских чудотворцев, Спасо-Преображенский собор. На последних 3 башни — Богоявленская, Угличская, Михайловская.

На территории музея-заповедника к тысячелетию Ярославля в 2010 году установлена стела «Клятва князя Пожарского» с мозаичным панно работы Народного художника РФ В. И. Нестеренко. Связано это с событиями 1612 года, когда в Ярославле главный воевода ополчения князь Дмитрий Пожарский и нижегородский староста Кузьма Минин закончили формирование ополчения против поляков, захвативших Москву. Как известно задачу свою они выполнили, в честь чего на Красной площади в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому.

1. Успенский кафедральный собор, расположенный на Стрелке Волги и Которосли в некотором роде повторил судьбу Московского храма Христа Спасителя. Был разрушен в советское время. Заново отстроен в 2004-2010 годах к 1000-летию Ярославля.

Стоит он на высоком берегу. Рядом прямо над обрывом чудесная ротонда. И какая панорама от нее на окрестности открывается – дух захватывает! Красота!

Внизу на Стрелке парк с музыкальными фонтанами, а, главное просторы речные. И символы Ярославля — медведь и шапка Мономаха.

Там же стоит памятник, открытый в честь празднования 1000-летия города Ярославля. Открыт 10 сентября 2010 года. Памятник представляет собой стелу высотой более 20 метров на постаменте, который увенчан бронзовой скульптурой двуглавого орла.

На противоположном берегу одно из сокровищ земли Ярославской – Храмовый комплекс в Коровниках. Ансамбль строился в период с XVII по XVIII вв. Не знаю, что там было раньше, но сейчас он состоит из церквей Иоанна Златоуста и Владимирской Божьей Матери, колокольни и Святых ворот в ограде.

Церковь Иоанна Златоуста выстроена в этом ансамбле первой. Это типичный для Ярославля пятиглавый храм, опоясанный галереями, с шатровыми приделами на углах и высокими крыльцами.
Фотографировала его просто непрерывно, освещение плохое, сумрачно, тучи, да и дело к вечеру. Я боялась, что не видно будет насколько он хорош. А когда вдруг неожиданно его осветили последние лучи заходящего солнца, обрадовалась, начала снимать заново.

А еще порадовал красками закат. Снимала до полной темноты. Если бы жили мы в Ярославле, то гуляли бы по вечерам по высокому берегу над Волгой. Хорошо-то как!

Если обогнуть Успенский собор, оставив позади Стрелку, и идти налево по высокому берегу Волги, то церкви идут одна за другой. Это хорошо видно на карте. Успенский Собор обозначен 1. А наш отель буквой А.

2. Самый первый храм Ильинско-Тихоновский считают наиболее древним в Ярославле. Существует легенда, согласно которой князь Ярослав Мудрый, одержав 2 августа — в праздник Ильи Пророка – победу над злобной медведицей, заповедал воздвигнуть на месте поединка посвященный этому святому храм, а также «град созидати».
Судьба его вполне обычная. Поначалу церковь была деревянной. Не раз уничтожали ее пожары, но всякий раз возрождалась она из пепла в своей первозданной красе. В семнадцатом столетии Ильинский храм был воссоздан вновь, теперь уже в кирпичном исполнении. Доподлинно известно лишь то, что он имел придел, носящий имя св. Тихона. Вот почему храм стали именовать Ильинско-Тихоновским. Но и его время не пощадило.
В первой половине XIX в. он был отстроен заново в стиле классицизма в подражание древнегреческим и древнеримским храмам. Здание украсили колоннады из белого мрамора по всему периметру, характерные фронтоны треугольной конфигурации, массивная лестница при главном входе.
В 1930 году Горсовет передал здание Бирже труда, а в 1931 году церковь снята с учета памятников архитектуры как не представляющая исторической ценности. В настоящее время здесь находятся запасники Ярославского художественного музея. И только в 2010 году в память о славном прошлом на куполе храма восстановлена глава с крестом. Купол этот за деревьями успела снять от Успенского собора. Сфотографировать храм целиком не получилось, к сожалению. Нашла фото в интернете. Выбрала вот такую, зимнюю, на которой бывший храм виден во всей своей нетрадиционной красоте, да и с моими летними фотографиями не перепутаешь!

3. Видимо, место героического сражения Ярослава Мудрого со злобной медведицей точно определить не смогли и на всякий случай рядышком воздвигли вторую Ильинскую церковь, т.е. церковь Ильи Пророка. Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов – старой церкви Ильи Пророка и церкви Покрова Богоматери.
Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала.

Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году. С работой Гурия Никитина, мы еще встретимся в церкви Николы Мокрого. Судьба была к нему добрее, чем к большинству храмов.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.
Прочитала я об этом и онемела! Я знала только о маятнике Фуко, который висел под куполом Исаакиевского собора с 1931 по 1986 г. Надо же! Ярославские «безбожники» позаимствовали идею!
В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы.

4. Церкви Ильи Пророка и Николы Надеина разделяет Губернаторский сад, в котором мы смогли немного отдохнуть.
Губернаторский дом был построен по велению Александра I как императорский путевой дворец. Строительство усадьбы было произведено за один год. Одновременно был заложен сад. Использовался дом как официальная резиденция семнадцати губернаторов. В нем побывали все русские правители, от Александра I до Николая II.
С 1970 года здесь расположен Ярославский художественный музей, признававшийся в 1996 году лучшим провинциальным музеем России.

А сад лучше посмотреть, хотя бы на фотографиях, чем читать о нем.

5. Церковь Николы Надеина занимает совершенно особое место в истории ярославского искусства. Это первый каменный храм на городском посаде. По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца. Предшествующие каменные постройки Ярославля были немногочисленны и строились на средства князей или властей Спасского монастыря. Заказчик Надеинского храма, купец Надея Светешников, не только заложил церковь, но и дал начало новой традиции. Жители города, сначала богатые купеческие династии, а затем и ремесленные слободы, строили великолепные каменные храмы, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, богаче, красивее.

6. Церковь Рождества Христова – уникальный памятник древнерусской архитектуры.
Построена в 1644 на месте деревянной церкви. Пожалуй, ни об одном храме не написано так подробно в википедии, как об этом. При желании можно прочитать целый трактат. Но меня больше всего заинтересовала колокольня. Мало того, что она удивительно хороша, но вот, что я прочитала про нее:
«Церковь соединялась через крытый переход с отдельно стоящим зданием колокольни, построенной позднее. Она представляет собой оригинальный комплекс, включающий в себя Святые ворота, надвратную церковь, окруженную галереей с двумя шатровыми башенками, и богато декорированный восьмигранный шатер. Высота колокольни 38 м. По силуэту колокольня напоминает знаменитую трехшатровую «Дивную» церковь в Угличе. Декоративное убранство колокольни богаче и разнообразнее основного храма».
Именно это упоминание Дивной церкви заставило вспомнить, какой восторг вызвала она у нас, когда мы вдвоем с дочерью отправились на теплоходе в Углич в таком далеком 1974 году.

7. После Рождественской церкви мы пришли к Казанскому женскому монастырю. На карте он почему-то не был обозначен. Не хватило увеличения карты, но тогда не все храмы помещаются на экране. Обозначило место его расположения цифрой 7.
Еще издалека, из-за, деревьев купола Казанского собора просто покорили меня, даже не могу сказать чем. Но я замерла на месте увидев их вот такими, как на этой фотографии.

По преданию, в 1588 году под Казанью произошло явление Казанской иконы Божией Матери. Непростая судьба иконы привела ее в 1609 г. в Ярославль. В тот же год, за избавление от нашествия поляков и снятие 24-дневной осады, связанные ярославцами с «заступничеством» иконы Божией Матери, она стала почитаться жителями Ярославля как покровительница их города. В 1610 году в память об этих событиях для нее был построен деревянный храм, который сожгли неугомонные поляки.

Главные святыни монастыря — Ярославскую Казанскую икону Божией Матери, икону Спаса Нерукотворного и Троеручицу, спасли и от поляков, и в 1920 году от большевиков. Но в октябре 1925 года чудотворная икона была похищена из Крестовоздвиженской церкви, куда их перевезли после закрытия монастыря. Участь иконы не известна до настоящего времени.
Возрождение монастыря началось в 1990-х годах. В 1997 году возобновились богослужения. В 1998 году, после 80 лет запустения, решением Священного Собора Казанский женский монастырь был вновь открыт. Монастырю передали список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, выполненный монахинями монастыря ещё до его упразднения и закрытия

8. Несколько нарушая хронологию, хочу рассказать о храме, может быть и не самом значимым для Ярославля, но оставившим самые яркие впечатления у нас обоих, о Николе Мокром.
Перед тем, как уехать из Ярославля, поехали в храм, название которого нас заинтриговало — Николы Мокрого. Одна из версий названия связана с чудесным спасением нескольких малолетних детей, упавших в воду с опрокинувшейся лодки напротив храма. Официальное называние — Николая Чудотворца.
Храм снаружи весь украшен чудесными обливными изразцами. Судя по остаткам украшений, был просто чудо, как хорош. Даже сейчас поражает красотой. Судя по фотографиям, восхитивший меня Храмовый комплекс в Коровниках построен в том же стиле.

Церковь закрыта. Вроде бы ведутся реставрационные работы, но никаких работников мы не видели.
Дверь заперта, но предприимчивая тетка с ключами от храма и чувством юмора за скромное вознаграждение в размере 200 рублей с человека готова запустить в храм всех желающих полюбоваться неплохо сохранившимися фресками Гурия Никитина, считающегося лучшим иконописцем 17 века, почти равным Рублеву. И даже небольшую экскурсию провела.

Леня говорит, что у него это самое яркое впечатление от Ярославля. Тетка среднего возраста, роста, упитанности, нечто среднее между городом и деревней, но, как я уже сказала, с чувством юмора и с таким же «бой-френдом», как она представила нам своего спутника, немножко нетрезвого и потрепанного, но вполне жизнерадостного мужичка. Ну, ооочень колоритная пара!

Совсем рядом с Николой Мокрым стоит еще одна церковь, совсем другая, небольшая, но какая-то милая и даже изящная — церковь Тихвинской иконы Божией Матери 1686 года постройки.
На черной полированной доске на стене церкви с надписью «Оживший храм…» отражается колокольня Николы Мокрого.

На коротком пути от Успенского собора до отеля еще два храма.

9. Церковь Спаса на Городу или Спасонагородская церковь, она же церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу — православный храм в историческом центре Ярославля на Которосльной набережной. Расположена на краю Земляного города, около Медведицкого оврага.
Известно, что на месте современного храма существовала деревянная церковь Спаса Преображения «еще во времена ярославских удельных князей», то есть до 1463 года.
Свое наименование «на Городу» Спасский храм получил от местонахождения — в Земляном городе, на границе с Рубленым.
А упоминание в названия «Древ Креста» связано с тем, что для храма Спаса на Городу написан большой образ Всех Святых, в котором «устроен мощевик с частицами Древа Креста Господня».
Храм с очень длинной и обычной историей — дерево, пожары, камень, перестройки, приделы, закрытие и возрождение.

10. Церковь Архангела Михаила.
Возведение деревянного Архангельского собора принято относить к 1215 году. В Средние века он служил, по мнению краеведов, дворцовой церковью ярославских удельных князей.
В XVII веке Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор по сей день служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела.

Из прогулок по городу.
Власьевская или Знаменская башня с въездными воротами была построена как часть крепостной стены Ярославля по указу великой княгини Елены, управлявшей Русью еще во время малолетства её сына Ивана IV, еще совсем не грозного. На стенах башни были написаны две иконы-фрески: Божией Матери Знамение на восточной и Спасителя на западной стене. Иконы эти очень почитались ярославцами и считались чудотворными.
Забавный факт из прежней жизни башни – при въезде в город через её ворота в петровские времена взимали налог на ношение бороды и старинной одежды.
Многое повидала башня за свою долгую жизнь. Сейчас часть башни занимает Экономический факультет Ярославского государственного университета.
В начале XVIII века к башне пристроили маленькую деревянную часовенку, которая неоднократно перестраивалась, расширялась, из деревянной стала каменной и, наконец, как царевна-лягушка, превратилась в храм, украшенный стенописью и позолотой, в котором и поныне идут службы.

Впервые деревянный храм Сретения Господня упоминается в 1636 году в переписных книгах. В 1685 году на этом месте была возведена каменная двухэтажная церковь на пожертвования ярославского купца.

Деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы упоминается в переписных книгах 1630 года. Оставила недобрую память в связи с тем, что именно с нее в июне 1658 года начался пожар, истребивший почти весь Ярославль. После пожара церковь была восстановлена. Потом еще раз после пожара 1670 года.
Читаешь все это и понимаешь, что история храмов и целых городов – это история пожаров. И только появление каменных зданий увеличивает срок их жизни.
Каменный Благовещенский храм был построен в 1688 году на месте деревянного. И уже не пожары, а жестокие руки человеческие в 1929 году разрушили колокольню храма. А в 1930 году была закрыта сама церковь. В честь празднования 1000-летия Ярославля было принято решение о передаче церкви Русской православной церкви.

И еще несколько храмов.
Церковь Богоявления.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы Дмитриевского прихода

Храм Сретения Господня и Храм Вознесения Господня

Есть в Ярославле не только храмы. Есть и музеи, и театры, и много всего прочего. Но времени на все не хватило.
Несколько слов о музее «Музыка и время». Это частный музей, расположенный в небольшом особняке на набережной Волги. В музее представлены колокола и колокольчики, часы, музыкальные инструменты, утюги, самовары, музыкальные шкатулки, патефоны, старинные пластинки. Также в музейный комплекс входит музей фарфора, а также музей каслинского литья и самоваров. Имеется органный зал, в котором регулярно проводятся концерты, в том числе, на старинных музыкальных инструментах.
Создатель и директор музея — актёр-фокусник и коллекционер Джон Мостославский. После его смерти музеем руководят его сыновья. Музей открылся в ноябре 1993 года и считается первым частным музеем постсоветской России.

И прежде, чем проститься с Ярославлем, просто прогуляемся по его улицам.